Сведений о действии на организм птицы и целесообразности применения крезацина для повышения защитных свойств недостаточно. Это послужило основой для проведения работы.
Материалы и методы. В условиях ППС «Знаменский» Белебеевского района Республики Башкортостан было сформировано 2 группы цыплят породы белый леггорн кросса «Родонит» (по 2536 гол. в каждой). Первая группа получала стандартный комбикорм и служила контролем. Цыплятам опытной группы добавляли 5 мг/кг массы крезацина дополнительно к рациону.
Цыплят, находящихся в опыте, содержали в стандартных однотипных корпусах, построенных по типовым проектам, в четырехъярусных клетках. Рацион был сбалансирован по основным показателям, однако фактически в нем в 2 — 3 раза ниже нормы было содержание натрия, фосфора и кальция, отсутствовали аскорбиновая кислота и каротин, почти в 3 раза было меньше рибофлавина и пантотеновой кислоты.
При изучении иммуно- и гепатопротекторных свойств крезацина в производственных условиях сформировали опытную (п = 2356) и контрольную группы (п=2356). С 6- до 100-дневного возраста птице опытной группы в корм вводили крезацин в количестве 5 мг/кг массы тела путем орошения 5%-ным водным раствором. Препарат добавляли в течение 2 недель, затем делали перерыв на 1 неделю, а далее по такой схеме осуществляли кормление до конца опыта. Многократное взятие проб крови у птицы проводили по Н.Т. Мифтахутдинову (1997).
В возрасте 123 дня птицу убивали и для гистологического исследования брали кусочки печени, селезенки, тонкой кишки, легкого, сердца и фиксировали их в 10%-ном растворе формалина (приготовлено 480 гистологических препаратов). Для изучения обзорной картины срезы толщиной 7 мкм окрашивали гематоксилином и эозином (Ю.И.Афанасьев, В.Г.Баланчук, Л.Л.Ванников и соавт., 1967; Методические рекомендации к проведению морфологических исследований. — М., 1987). Реакцию на кислые гликозаминогликаны проводили по методу Хейла (Э.Пирс, 1962), на гликоген по методу Шиффйодной кислоты Мак-Ма-нуса (Э.Пирс, 1962) (приготовлено 180 гистохимических препаратов).
Результаты исследований. Известно, что при массовых токсикозах у птицы в первую очередь подавляется и ослабляется иммунная система, нарушаются функция иммунокомпетентных клеток, структура органов и тканей. Установили, что структура печени у птицы контрольной группы существенно отличалась от физиологической нормы. Она характеризовалась слабовыраженной дольчатостью, гепатоциты располагались рыхло, было выражено полнокровие внутридольковых синусоидных капилляров. В их просвете наблюдали скопление форменных элементов крови, особенно эритроцитов. Гепатоциты имели полигональную, а часть их — овально-веретенообразную форму. У них была хорошо выражена цитолемма, которая окрашивалась слабо базофильно. Ядро округлой формы занимало центральное положение. Ядра содержали плотный хроматин, расположенный по радиусам в виде темных точек, прилегающих к оболочке. Вдоль синусоидных капилляров, образованных эндотелиоцитами и макрофагами, диффузно разбросаны лимфоидные клетки, располагающиеся единично или группами, вокруг изолированных гепатоцитов.
Застой крови определялся не только в синусоидных капиллярах, но и в междольковых венах. Последние были сильно расширены в результате накопления в просвете кровеносного сосуда форменных элементов крови, и в первую очередь эритроцитов. Гиперемия синусоидных капилляров междольковых вен сопровождалась увеличением проницаемости стенок микрососудов и образованием жидкого экссудата, что также являлось причиной разрыхленного расположения гепатоцитов или долек печени. Одновременно нарушались реологические свойства крови с адгезией лимфоцитов к эндотелиоцитам и последующей эмиграцией в периваскулярную зону кровеносных капилляров.
Повышение гидростатического давления в кровеносных сосудах, увеличение осмотического давления, а также резкое увеличение проницаемости стенок прекапилляров, капилляров и посткапиллярного звена мелких кровеносных сосудов указывали на развитие воспалительного процесса в печени кур. Об этом также свидетельствовало довольно частое выявление крупного размера скоплений лимфоидной ткани, прежде всего по ходу артериальных или венозных кровеносных сосудов и в паренхиме печени.
Развитие воспалительного процесса в печени — результат подавления иммунной защиты организма птицы
У птицы опытной группы в печени также слабо выражена дольчатость. Однако гепатоциты располагались более компактно, плотно прилегали друг к другу и формировали печеночные пластинки. Гепатоциты полигональной, веретенообразной или округлой формы. Цитолемма клеток четко выражена, а цитоплазма окрашивалась базофильно или слабо базофильно. Ядра гепатоцитов имели четкие контуры, хроматин образовывал гранулы, которые прилегали к ядерной оболочке. Синусоидные капилляры печени выстланы эндотелиоцитами сильно вытянутой формы, просветы синусоидов умеренно кровенаполнены, периваскулярного отека нет. По ходу кровеносных капилляров в небольшом количестве встречались лимфоидные клетки, междольковые кровеносные сосуды среднего наполнения. Нами отмечено, что в области триады печени имелись более выраженные скопления лимфоидной ткани. Однако они не занимали большого объема. Отсутствовали переполнение и застой крови во всех кровеносных сосудах печени. Особенно характерным было снижение количества эритроцитов в сосудах печени. Во многих случаях лимфоидные клетки не имели плотного расположения и большой протяженности.
При поступлении в организм птицы крезацина устранялись все признаки воспалительного процесса, восстанавливалось нарушенное кровообращение печени и уменьшалось скопление лимфоидной ткани.
В производственных условиях при плохом кормлении у птицы контрольной группы существенно изменялось строение селезенки. Лимфоидные клетки белой пульпы располагались равномерно, однако встречались участки с более компактным расположением лимфоцитов. Через белую пульпу проходила центральная артерия. Вокруг белой пульпы располагалась красная пульпа, состоящая из эритроцитов, лимфоцитов, макрофагов и тромбоцитов. Красная пульпа была четко отделена от белой, отмечали застой крови в венозных синусах. Орган покрыт соединительнотканной капсулой, однако трабекулы выражены очень слабо.
У подопытной птицы, получавшей крезацин, в селезенке увеличивался объем белой пульпы за счет уменьшения площади красной. Отмечали увеличение размера и плотности расположения лимфоцитов белой пульпы. Лимфатические узелки имели значительное скопление лимфоцитов, межартериальные лимфатические влагалища также отчетливо выявлялись, тогда как маргинальных зон белой пульпы не обнаруживали. Венозные синусы заполнены форменными элементами крови, основную их массу составляли лимфоидные клетки, эритроциты и тромбоциты. В красной пульпе особенно хорошо развиты селезеночные тяжи, состоящие из лимфоцитов, макрофагов, плазматических клеток, тромбоцитов и эритроцитов.
Легкие контрольной птицы характеризовались застоем крови в кровеносных сосудах, в их просвете много форменных элементов крови, определялся отек периваскулярной зоны, а также эмиграция лейкоцитов через мелкие кровеносные сосуды. По ходу бронхов располагались скопления лимфоидной ткани, тогда как вокруг альвеол, в интерстициальной соединительной ткани, клетки крови располагались диффузно. В просвете бронхов были форменные элементы крови и слущенные эпителиальные клетки, иногда они образовывали небольшие скопления, альвеолы были выстланы однослойным эпителием и клетками интерстициальной соединительной ткани. Бронхи сопровождались кровеносными сосудами с резко выраженным застоем крови.
Прежде всего в просвете кровеносных сосудов скапливались эритроциты, они прилипали друг к другу и формировали стаз. Артериальная и венозная гиперемия легкого сопровождалась отеком интерстициальной соединительной ткани. Замедление кровотока в расширенных кровеносных сосудах приводило к нарушению реологических свойств крови в результате ее сгущения, одновременно определялся диапедез эритроцитов в результате застоя крови и легочного отека интерстициальной ткани, уменьшались количество и диаметр альвеол легкого. В некоторых участках просвета бронхов выявлялись слущенные эпителиальные клетки, разрушающиеся форменные элементы крови и тканевая жидкость, что создавало условия для затруднения дыхательной функции легкого. Все перечисленные гистологические изменения указывали на развитие воспалительного процесса в легком. По ходу альвеолярных бронхиол встречались лимфоидные скопления различных размера и плотности. Наибольшее скопление лимфоидной ткани выявляли по ходу крупных, главных бронхов и бронхиол.
У подопытной птицы, получавшей крезацин, в легких практически исчезали полнокровие, застой и отек. По середине каждой дольки проходил бронх, и вокруг располагались различного калибра альвеолы, окруженные сетью кровеносных капилляров. Следовательно, в легких птицы нормализовалось кровообращение и восстанавливались гистологические особенности органа.
Сердце птицы контрольной группы имело определенные морфофункциональные изменения. Кардиомиоциты и проводящая система были без существенных изменений. Крупные кровеносные сосуды, прежде всего венозные, расположенные в миокарде сердца, были полнокровными, в них плотно располагались форменные элементы крови, что создавало условия для нарушения кровообращения У подопытной птицы, получавшей крезацин, также встречались небольшие очаги скопления форменных элементов крови (в рыхлой соединительной ткани, между кардиомиоцитами), тогда как под эпикардом застойные явления выражены в большей степени.
В тонкой кишке как у контрольной, так и у подопытной птицы изменений не обнаружили. В зоне расположения крипт скопление лимфоидных клеток было больше, чем в основе ворсинок.
При гистохимических исследованиях установили, что кислые гликозаминогликаны в гепатоцитах птицы опытной группы проявляли высшую реакцию, они распределились равномерно по всей цитоплазме клеток, тогда как ядра гепатоцитов имели слабую реакцию. Крупные кровеносные сосуды сопровождались слаборазвитой соединительной тканью, проявляли слабую реакцию на кислые гликозаминогликаны.
В ядрах и цитоплазме гепатоцитов печени распределялись равномерно мелкие гранулы гликогена. Крупные кровеносные сосуды, сопровождаемые рыхлой соединительной тканью, проявляли высшую реакцию на гликоген.
В селезенке кур высшую реакцию на кислые гликозаминогликаны отмечали во всех лимфоидных клетках как белой, так и красной пульпы. Гладкие мышечные клетки и соединительная ткань крупных кровеносных сосудов имели слабую реакцию, за исключением эндобластоцитов.
Гликоген в лимфоидных клетках селезенки выявляли в умеренном количестве, тогда как кровеносные сосуды проявляли высшую реакцию.
Кислые гликозаминогликаны у подопытной птицы отмечали во всех тканевых структурах альвеол и в бронхах в умеренном количестве, в мышечной оболочке кровеносных сосудов реакция на него была слабой, а в эндобластоцитах — высокой. В альвеолах и бронхиолах легких гликоген был в умеренном количестве, а в соединительнотканных перегородках реакция на него была высокой.
В тонкой кишке контрольной птицы гли¬козаминогликаны определялись во всех тканевых структурах, но имели разную интенсивность. Высокую реакцию отмечали в апикальных концах эпителиальных клеток как ворсинок, так и крипт, остальные тканевые структуры слизистой, мышечной и серозной оболочек проявляли умеренную реакцию.
У подопытной птицы гликоген также выявляли во всех тканевых структурах тонкой кишки, прежде всего в апикальной половине эпителиоцитов слизистой оболочки, тогда как в рыхлой соединительной ткани слизистой реакция была умеренной. При гистохимическом исследовании основных органов метаболизма птицы установили, что количество кислых гликозаминогликанов и гликогена оставалось высоким или умеренным. Это свидетельствует о том, что добавление крезацина в корм птицы не отражается на метаболическом состоянии органов. Количество кислых гликозаминогликанов и гликогена в изучаемых органах птицы может рассматриваться как показатель защитной реакции организма и активности его защитно-приспособительных механизмов. Вместе с тем это можно рассматривать как показатель структурно-функциональной стабильности.
Заключение. Крезацин способствует подавлению воспалительного процесса и восстановлению кровообращения печени, ее структурных и функциональных особенностей. В дозе 5 мг/кг препарат обладает активным действием, снижает падеж цыплят при проведении плановых профилактических мероприятий, способствует сохранению массы тела, повышает титр антител при вакцинации против инфекционного бронхита, бурсальной, ныокаслской болезней, стабилизирует показатели углеводного, белкового и минерального обменов при несоответствии рациона технологическим нормам.
Препарат, введенный парентерально в дозе 5 мг/кг массы тела, существенно улучшает гистологические, гистохимические, морфофункциональные характеристики органов и тканей. Он способствует повышению репаративных и противовоспалительных свойств организма. В частности, в печени, селезенке и легких исчезают артериальная и венозная гиперемия, полнокровие и отек, восстанавливается гистологическое строение органов и нормализуются гистохимические реакции. Под действием крезацина в организме птиц увеличивается лимфоидная ткань селезенки, что указывает на повышение кроветворной и защитной функций.
Препарат обладает иммуномодуляторными, гепатопротективными свойствами, что важно учитывать при совершенствовании технологического процесса при выращивании птицы.
Опубликовано: Ветеринария, 2007, №8, с. 50-53.
УДК 619:591.4:636.32/.38
В.Н.БАЙМАТОВ МГАВМиБ им. К. И. Скрябина
М.М.ЛАТЫПОВ Минсельхозпрод Республики Башкортостан